Неэффективные траты: более 30 миллионов рублей из подольской казны уходит на содержание местных СМИ
Сегодня редакция Подольского радио, если верить Википедии, отмечает 90-летие со дня основания. Хотя привлекать к себе внимание представители этого рупора власти стали много раньше официального дня рождения. Первым в череде мероприятий стала историческая экспозиция, рассказывающая об истории Подольского радио.
Хотя круглая радиодата, видимо, не слишком впечатлила подольские власти. По крайней мере, в повестке оперативного совещания, которое сегодня должно пройти в Администрации Подольска на Кирова, 4, чествовать представителей городского радио не планируется. Нашлись более достойные юбиляры и награждаемые.
Да и финансово радийщиков чиновники не особо балуют: в этом году в муниципальной казне по статье расходов «Информирование жителей муниципального образования о деятельности органов местного самоуправления путем изготовления и распространения (вещания) радиопрограмм» предусмотрено всего 600 тыс. рублей, индексировать аналогичные затраты в 2018-м не планируется.
Но эти скромные в масштабах подольских трат на СМИ деньги работники радио отрабатывают честно: Главу Подольска, если он приходит общаться с населением в радиоэфире, оберегают от нелицеприятных и неудобных вопросов.
- Я слушала! 2 часа, не выходя из своей машины! Ждала, когда зачитают мой вопрос! Даже дозвонилась! Но в эфир не выпустили! Мой вопрос был о насущном - транспортная блокада Климовска - круг у «Глобуса»! Главе нечего нам ответить? – возмутилась Елена Петрова.
- Отфильтрованные вопросы, стандартные, подготовленные ответы - плебс сглотнет, - резюмировал Сергей Каховский.
Но эти подольчане – одни из немногих, кто смог ознакомиться с тем, что в рамках прямого эфира излагал Глава Николай Пестов. Программа стартует в 18 часов, когда активные слушатели еще на работе или в дороге домой. Аудиозапись или ее стенограмму опубликовать пресс-служба не решилась. Хотя жители спрашивали, где можно послушать вышедшую радиопередачу даже на официальной странице «Голоса Подольска».
К печатным СМИ властьимущие относятся с бОльшим вниманием – как человеческим, так и монетарным. Чего стоит празднование 100-летия газеты «Подольский рабочий»! Оно и понятно. Во-первых, что написано пером, топором не вырубить (радиозапись стер, а печатное слово застыло на полосе навсегда). А во-вторых, нынешний мэр Николай Пестов начал в 1991 году трудовую деятельность именно в редакции «Подольского рабочего».
Так что на юбилейные торжества издания не поскупился. «Пела и плясала» на них вся Администрация Городского округа, да так, что, по поступившему после летнего торжества сообщению в «Черный ящик» нашего издания, еще до начала мероприятия во всей красе себя проявил сотрудник исполнительно-распорядительного органа власти. Чтобы оградить от него окружающих, пришлось вызывать в такси и «эвакуировать» буяна (по некоторым данным, речь о Григории Беляеве – советнике Главы Подольска).
Более щедро относятся в Подольске и к финансированию печатных изданий. Из более чем 32 млн рублей, которые на затуманивание голов населения планируется выделить из бюджета муниципалитета, треть уйдет на печатные СМИ - 9 млн 591 тыс. рублей. В шорт-лист изданий-бюджетополучателей входят газеты «Подольский рабочий», «Родной край «Земля Подольская», «Местные вести» и «Утро вечера мудренее».
Только в первом полугодии этого года пропаганде деятельности органов местного самоуправления в газете «Подольский рабочий», тираж которого не более 10 000 экземпляров, было отведено более 91 полосы формата А3, в «Местных вестях», которые могут прочесть максимум 2500 человек, - 104,9, в «Утро вечера мудренее» с заявленным тиражом 5000 экземпляров – 2,5, «Родном крае «Земля Подольская», рассчитанном на 2500 читателей, - 38,23 полосы формата А4.
Как видно из приведенных цифр, в общей сложности печатные СМИ способны охватить лишь 6% процентов 320-тысячного населения Городского округа. То есть о серьезном показателе медиапроницаемости говорить не приходится.
Но платят за эту текстовую «жвачку» все налогоплательщики: бюджет Городского округа ведь за счет средств каждого подольчанина формируется.
В плане производства макулатуры переплюнул все периодические СМИ «Вестник Городского округа Подольск». Это такой бюллетень, где со странной периодичностью, а то и истекшими датами публикуются официальные документы. 744 полосы формата А3 выпущено этого «Вестника…» только в период с января по июнь. Вот он, финансовый клондайк для издателя! О ценовой политике публикаций те, кто подписывает платежки на перечисление средств, не распространяются.
Не поскупились местные власти на траты из казны изготовление и распространение 10,5 тыс. листовок к акции «Субботник» в апреле, буклетов «Лидерство – это реальность». Об этом полиграфическом шедевре, представляющем собой 150 глянцевых страниц формата А4 с красочными фотографиями, мы уже рассказывали. Он раздавался бесплатно в рамках заслушивания прошлогоднего отчета Главы Подольска Николая Пестова.
На информирование жителей через ТВ-ресурсы в этом году, как можно заключить из бюджетных параметров, предполагается потратить 3 млн 525 тыс. рублей.
Кроме этого, Администрация Подольска собирается направить 18 млн 499 тыс. рублей на развитие социально-значимых СМИ.
Какой смысл содержать собственные СМИ, «охват» аудитории у которых смехотворен, а не пользоваться, скажем, услугами рекламных и пиаровских агентств в пропаганде важных для властей позиций?
Объясняет эксперт медиарынка: освоить десятки миллионов бюджетных рублей на рекламном рынке невозможно. Для этого не хватит «инструментария», да и поиск исполнителя придется вести на свободном рынке в рамках законодательства. А вот под содержание убыточных СМИ в режиме «городской собственности», оплачивая из бюджета что угодно - от капремонта офисов до производства телепрограмм по вязанию крючком, можно списать суммы с любым количеством нулей на конце.
Любому здравомыслящему человеку понятно: содержание СМИ за счет бюджета - вещь излишняя.
- Во всем мире СМИ - это бизнес, который окупает себя сам, - говорит политолог Аббас Галлямов. - К тому же бюджетные СМИ редко бывают эффективными с точки зрения воздействия на общественное мнение. Обычно они слишком сервильны и неинтересны.
Остается добавить: неинтересны зрителям, читателям, радиослушателям, но не тем, кто распределяет между ними ассигнования в ущерб неотремотированным школам, садам, дорогам, дворам...