После продолжительного перерыва в моих экспедициях, который произошел по независящим от меня причинам, наконец-то в сентябре 2015 года я вырвался на вольные просторы западно-сибирской тайги. До этого я в 2012 году побывал в лесах Кировской области, но это совершенно другая тема.
И так. Сборы прошли очень быстро, отправил транспортной компанией два баула, через неделю Валера получил их в Вартовске, еще через неделю уже встречал меня. Решили идти вдвоем на двух лодках с собакой. Валера завел себе сучку лайки по кличке Тайга. Да вот незадача, к моменту нашего выхода она была безнадежно брюхата, но это не остановило кореша от решения брать ее с собой в экспедицию. Он сказал: «Я ее об этом не просил, а сейчас она мне нужна, пусть старается». Тайга была взята из выводка хантейской собаки. Изящная, умная и очень воспитанная сучка.
К вечеру 19 сентября прицеп с вещами, бензином и лодками был упакован и припаркован возле Валериного дома. Ни свет-ни заря, подорвавшись и наскоро перекусив, мы затемно выехали из города в направлении вахтового поселка «Белорусский». Дорога долгая и муторная, особенно от поворота на Тюменку. Местами сильно разбита. Когда рассвело, стрельнули косача, разгорячив свою кровь охотничьим азартом. Возле «Белорусского» заехали в магазинчик, добрая тетя нас накормила горячими бутербродами с чаем. Перекусили и уже сытые и довольные по дороге засыпаной щебенкой размером с хороший булыжник добрались до реки Вах.

Ничего тут не изменилось за время моего вынужденного отсутствия. Распаковав и собрав лодки, спустили их на воду,

нагрузили вещами и канистрами с бензином, часа через полтора замахнули по стописят на хорошую дорогу, закусили салом и хлебом которым нас на весь поход снабдила Валерина жена Аленка, и бодро встали на глиссер по направлению к поселку Ларьяк, а дальше нас ждал приток реки Вах – Кулын-игол. Погода была пасмурная, изредка выглядывало солнце радуя нас своими теплыми и ласковыми в это время года лучами. Листва вся опала, местами кое где на кустарнике еще держалась, окрашивая в ярко желтый цвет черно-серые, уже приготовившиеся к зимовке деревья по берегам.
Заночевали далеко за Ларьяком, как всегда спрятались в протоку, лишние глаза ни к чему. Палатка, костер, котелок и чайник. Первые дни варили кашу с тушенкой. Ничего не хотелось выготавливать. Никуда не спешили. Вставали как выспимся, часто останавливались походить размять ноги.
Днем перекусывали салом с водочкой.

Вечером, когда вставали на ночевку готовили горячее.
Река Кулын-игол это северный приток Ваха. Довольно широкая. Есть там интересное место, где можно по протокам попасть в три озера соединяющиеся этими протоками. На одной из проток находится брошенный поселок хантейский. Когда мы с Валерой вошли в первое озеро Вантьэмтор, минут десять любовались зеркальной гладью и отражением в ней деревьев, берегов и свинцовых туч. Вдали кричали три лебедя, два белых и один серый, но уже большой детеныш. Поблеснили, ничего. Утки тоже нет. Где гнездятся лебеди, говорят больше никто не живет, лебеди не дают. Нырнули сразу в протоку к следующему озеру, по узкой протоке дошли до поселка Локонто-Пугол. На берегу две лодки, дома черные, дыма из труб нет.
Постояли немного, сфотографировались, и повернули назад. Так ни кто и не вы-шел к нам, даже не было собак, и мы не стали выходить на берег. На озере, уже не увидели того зеркала , вся поверхность была покрыта мелкой рябью как стиральная доска. Поднялся ветер и вдали за озером шел дождь
В этот раз мы не взяли с собой фотоаппарат. Так вышло. Фотографировались на телефон Валеры. Постоянно его включая и выключая. А это долгий процесс, поэтому фоток не очень много.
Как только выбрались на Кулын-игол, сразу встали на ночевку. Думали дождь накроет нас, но он благополучно прошел мимо. Место выбрали красивое, высокий сухой берег, затончик, в нем и поставили лодки. Чуток поблеснили, поймали по щурогайке собаке на прокорм.
Тайга очень воспитанная и умная собака. К столу не подходит, ведет себя тихо. Как только она выходит из лодки на берег, начинает сразу работать. Побегает на виду, понюхает, посмотрит и уходит в глубь берега. Нет ее минут 10. Появляется с другой стороны, немного шарится возле нас, и снова уходит на более долгий срок, похоже, что нарезает еще больший круг. Когда приходит вновь, ложится в стороне и спокойно дремлет, ждет пока Валера наведет ей еды в миску. И так при каждой длительной остановке. Спокойствия собака нам в этот поход прибавила однозначно.
Погода менялась постоянно, то ветер и тучи, то солнце и штиль, то наоборот штиль и тучи , а когда солнце – ветер. Ночью иногда подмораживало.
Читая в детстве книги, не раз попадались изречения типа : «Ветер гулял по верхушкам деревьев». Честно сказать только в этот раз понял как это происходит внатуре. Проснулся среди ночи. Тишина. Только потрескивает углями уже догоревший костер. Откуда то издалека, не по прямой, слышу шевеления верхушек деревьев, не всех, а как будто там на макушках есть, кем то проложенная тропинка. И вот по этой то тропинке, легонько касаясь верхушек и гуляет ветер. Неторопливо так, но уверенно и не останавливаясь, прошел над нами и ушел дальше проверять свои владения.
На утро, пока мы завтракали и собирались, к нам наведались гости, ну или вернее хозяева этих мест, три ханта на лодке, старый и два молодых. Поздоровались, старый быстро оглядел все вокруг, попрощались и ушли по своим делам, рассказав, что дальше по ходу будут угодья его толи брата, толи свата, толи еще какого родственника. И точно, к обеду рассекая коричневые воды реки килями наших лодок, слышим выстрел. Причаливаем. На берегу два ханта, отец и сын. В хорошей, добротной экипировке, отец в кожаной бейсболке,
сразу видно, что не пьянчуги. Постояли, поболтали. Осмотрел их одностволку 1914 года выпуска.

Еслиб мы шли чуть позже, то не застали бы их, потому как дом находится в сто-роне от реки километров на пять. Там они держат оленей. Попросили нас, что б на обратном пути мы оставили им патронов, я в свою очередь попросил у них оленьи рога, для поделок. Потом они нам долго объясняли, по каким приметам можно найти это место и искренне удивлялись тому, что я не смогу во всем этом однообразии найти именно эту точку. В конце концов привязали к кусту оранжевый пакет, по которому на обратном пути мы и вышли к месту нынешней встречи. Оставили им большую пачку патронов, соли и какую то консерву.
Отец с сыном поведали нам что дальше «в пол дня пути» будет УРЬЯ, или старица ее еще называют, там живет их брат. Старица это старое русло реки, по каким то причинам река меняет русло, а старое русло стоит заполненное водой, но совершенно без течения. Оставшийся вход с реки в старицу сильно зарос и мы его чуть не проглядели, благо стояла вешка, по которой мы и нашли этот вход. Еле пробрались. На винты намотали травы, надо было заходить или на скорости или на веслах. Рыба прямо играет. Плещется, резвится. Стали блеснить, ничего. Хоть бы одна поклевка. Завелись и на полном ходу прошли еще километров 5 по этой урье в самый тупик. Прошли мимо сетей, но вокруг никого не заметили. Там в тупике и решили остановиться. Пока ставили палатку и заготавливали дрова, к нам на облазе приплыл хозяин. Светловолосый хант. Познакомились. Посидел, пожевал яблоко которым мы его угостили, и когда уже почти совсем стемнело уплыл к себе в стойбище. Собака наша его невзлюбила. Рычала, шерсть дыбом. Предупредил нас, что урья может встать за ночь. И точно. Проснувшись утром видим, что вода вся во льду. Оставив одну лодку, на другой пробились по сантиметровому льду на чистую воду, вышли на реку чтоб прокатиться за глухарем. Одного взяли, и когда возвра-щались назад стреляли по другому, но он утянул в лес подранком. Потом Валера его нашел с собакой.
