Врачи дают советы, как распознать ранние признаки подобных заболеваний у своих близких и что делать в таких случаях
Психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор психиатрии, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил ВИНОГРАДОВ:
- Этот человек болен давно. Это несомненно шизофрения, для того, чтобы понять какая форма — нужно проводить анализ, обследовать его. То что он совершил, называется в медицине «расширенный суицид». Он убивал жену, детей и думал о смерти. Только по счастливому стечению обстоятельств жена осталась жива, к ним в гости пришел племянник, который спас и женщину, и его самого. Мать двоих детей получила тяжелые ранения и повреждения. Вчера она была в реанимации без сознания. Речь идет однозначно об одной из форм шизофрении, а все остальное — это наслоение.
- Дмитрий признался, что употреблял курительную смесь, действие которой аналогично марихуане. Это способствовало преступлению?
- То, что прием наркотиков усугубил его болезнь, это несомненно.
- Как распознать ранние признаки психиатрического заболевания?
-Это очень сложно. Он был хорошим мужем, хорошим отцом, успешным менеджером. В силу своего туристического бизнеса, они с семьей объездили полмира. Бывает, что человек повздорит с женой, неадекватно ведет себя с соседями, - это все бытовые мелочи, которые не являются признаками болезни как таковой, это бывает у всех обычных людей. Распознать психиатрическое заболевание на ранней стадии очень сложно. В Америке пошли по правильному пути. Там в семье считается престижным и правильным иметь собственного психолога, психотерапевта. И там выявляемость психических заболеваний значительно выше, чем у нас.
- Дмитрий сам осознавал, что он болен?
- Нет, не осознавал, у таких больных давно складывается мысль уйти из жизни, забрав с собой семью.
- Как должны действовать родные, если заподозрили у своего близкого человека болезнь?
- Если убедить показаться врачу не удается, надо вызывать психиатра на дом.
- Но ведь сейчас без согласия больного его нельзя положить в больницу?
-У нас изменился закон о психиатрической помощи и стал абсолютно, я бы сказал, нелепым. Сейчас большое количество психиатров, и я в их числе, а также депутаты, стараются вернуть старый советский закон о психиатрической помощи. Но, конечно, с учетом современного мира. Что было в советское время? Я начинал работать участковым психиатром. Вот появляются сведения о таком человеке, соседи заявляют или коллеги что — то заподозрили, мы с медсестрой выезжаем на место. Соседи могут возжелать комнату этого человека, если он проживает в коммунальной квартире, или просто свести счеты. Поэтому мы в своих решениях всегда были очень осторожны.
Опишу конкретный случай. Звонит женщина, рассказывает, что соседка по коммунальной квартире, интеллигентная, преподаватель литературы, топором рубит дверь в ее комнату. Приехали, захватили с собой сотрудников милиции, поднимаемся с медсестрой в квартиру. Милиция остается ждать нас внизу. Заходим, тихая учительница рассказывает нам, что «чувствует» что соседи через стенку действуют на нее некими лучами. Мы с ней побеседовали. У меня была очень опытная медсестра, она деликатно взяла у этой женщины топор и мы предложили пройти ей в машину. Тогда у нас был «Москвич». На заднем сидении с одной стороны от женщины сел я, с другой — медсестра. Топор отдали водителю. Он спрашивает: «Куда?» Я говорю: «Прямо», а это означает - в приемный покой психиатрической больницы. Приехали, к нам подходят санитарки, забирают у нас эту женщину, я пишу в связи с чем госпитализация. Утром следующего дня я являюсь в больницу на конференцию, где разбирается состояние этой больной. Главный врач, его заместитель, заведующий отделением проверяют обоснованность госпитализации. Соглашаются с моим мнением. Пишут заключение. Я с этим заключением отправляюсь к городскому психиатру. Городской психиатр читает это заключение, посылает своего сотрудника в больницу все проверить и утверждает правильность принятого мною решения. Все, никакой проблемы.
Конечно, сегодня мы имеем какие — то иные социальные условия. Но принцип должен быть соблюден такой, какой был в советское время.