Кайт (от англ. kite) - это воздушный змей. Кайт - это буксировочный параплан, применяется как средство для буксировки с использованием силы ветра. При буксировке по снегу или льду могут быть применены любые средства скольжения - горные или простые лыжи, сноуборд и другие. При буксировке по воде используется специальная доска - аналог серфинга, вейкборд или другие средства передвижения по воде. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза. Реально достижимая скорость передвижения на кайте 60-70 км/час. При катании на кайте можно совершать прыжки-полеты или идти под различными углами к ветру, в том числе, и под острыми (около 40 градусов между направлением ветра и направлением движения).
Воздушные змеи сравнительно недороги и практически неразрушимы. Для тренировок не нужны специально оборудованные места. Компактный инвентарь не требует специального транспорта.
Возможности кайта больше чем у мачтовых парусников. Длинные стропы (30-50м) позволяют держать кайт выше над поверхностью, чем парус виндсерфера, на более сильном и ровном ветру. А значит и тяга при равной площади у кайта будет больше. К тому же кайтом можно работать динамически, крутить его в воздухе, дополнительно увеличивая тягу. К тому же на этой штуке можно прыгать. Опытные кайтеры совершают впечатляющие прыжки даже с ровной твердой поверхности, хотя это опаснее чем на воде, зато позволяет перепрыгивать трещины, торосы, предметы, лежащие на льду.
По кайтингу проводятся соревнования, Чемпионаты Европы, Мира. Это или прыжки-фристайл, либо гонки по классическим яхтенным правилам (треугольник, ось, марафон).
Зимний кайтинг – спорт для нас. Гор нет, зато открытых заснеженных пространств – вся страна. Кто стоит на горных лыжах или сноуборде, поедет на кайте в первый же день. Можно по снегу, а можно по льду, только канты наточить надо.
Для занятий кайтингом (не экстремальным) не требуется особая физическая подготовка, вполне достаточно быть просто здоровым и хотеть заниматься спортом.
Кайтинг способен обеспечить увлекательный, незабываемый и здоровый отдых для любого человека. Оборудование также доступно в силу невысокой стоимости кайтов и низких требований к качеству лыж и ботинок (вполне подходит старое снаряжение, вышедшее из употребления в горнолыжном спорте).
Овладеть техникой катания на кайте можно в течение нескольких часов. При этом совершенствоваться можно многие годы, не теряя интереса к кайтингу и находя в нем все новые грани и возможности.
Большой интерес к кайтингу в среде горнолыжников и сноубордеров обусловлен возможностью использования своего горного снаряжения на ровной поверхности. Что очень интересно в нашей части России, где хороших склонов для катания не так уж и много, а полей и замерзших озер и рек являющихся великолепным местом для кайтинга предостаточно.
Современные модели воздушных змеев позволят вам развивать огромные скорости и двигаться против ветра, а также обладая большой подъемной силой совершать гигантские воздушные прыжки (мунвокинг) и осуществлять фантастическое скольжение в верх по склону.
Это ни с чем не сравнимое ощущение летящего скольжения!
В настоящее время люди занимаются этим фантастическим видом культового действа по разным причинам, для одних - это разновидность искусства, интересный спорт, соревнования, воздушные шоу, для других - возможность приблизиться к природе, желание получить удовольствие от полета, способ снять напряжение, повседневно возникающее в нашей жизни.
Если ищешь свободу, то ветром себя ощути. Ветер ничто не удержит и он ничему не подвластен. Ветер свободен от жизни и смерти. Он - пустота. Если ищешь свободу, стань пустотой. Только тогда ты познаешь то, что лежит за светом и тьмой, за землёй и за небом. Это - ничто. Есть лишь свободный полет между формой и хаосом, полет без падений и взлета, движение ветра, покой пустоты. Ощути себя ветром и на самом краю, между жизнью и смертью Поверь. И обрети свои крылья... Хочешь - лети! Люди тоже летают... Если поверишь - ничто не сдержит, Ветер тебе руки подставит.
Кайты можно разделить на:
- водные (с надувными баллонами),
- сухопутные, или парафойловые ("открытая" конструкция, напоминающая надувной матрас с отверстиями с торца, куда входит набегающий поток воздуха и держит кайт в надутом состоянии),
- пилотажные, или дельтовидные (имеют форму латинской буквы "дельта", рама кайта сделана из углепластика, рассчитаны на выполнение различных фигур пилотажа.
Кайты бывают двухстропными и четырехстропными. Четырехстропные модели лучше адаптируются к изменяющимся условиям (порывам ветра), но ими сложнее управлять. Четырехстропную модель можно всегда переделать в двухстропную. От размера кайта зависит его сила тяги: чем больше крыло, тем сильнее его тяга (и тем меньше ветра ему нужно), и наоборот.
О змеях
Парафойл - змей парапланерного типа. Этот кайт называют зимним. Но это не значит, что его нельзя использовать летом. Совсем даже наоборот. Этот ярлык был исторически приклеен скорее потому, что противоложный, "летний кайт" прочно обосновался балонником. Основная конструкция парафойла - мешок с воздухозаборником на передней кромке, развернутой к ветру, тщательно и аккуратно привязанный кучей веревочек (подкупольная расстроповка) к райдеру. Основной принцип - под действием ветра мешок наполняется воздухом и создается избыточное довление изнутри на стенки, распрямляя их и в взаимодействии с расстроповкой придавая куполу жесткость. Эту схему Вам наверняка не раз уже приходилось видеть на парапланах или спортивных парашутах (типа "крыло")
Именно кайт парафойлового типа был (или будет) Вашим первым кайтом на обучении, так как особенность конструкции исключает его постоянную и обязательную жесткость, тем самым делая змей безопасней.
Плюсы: минимализм веса и объема; отсутствие необходимости предстартоваой и послепосадочной подготовки; легкий старт/реверс/посадка на жесткой поверхности; высокая безопасность после отцепки (когда Вы отпускаете парафойл, он падает на земь наподобие осеннего листа, так как без натяжения строп жесткость конструкции теряется, следовательно, уменьшается площадь проекции кайта на ветер); цена (обычно парафойл в комплекте дешевле балонного кайта в полной комплектации); устойчивость к повреждениям и сравнительная легкость ремонта.
Минусы: превращение кайта с открытой передней кромкой в мочалку в лучшем случае или в невод в худшем при попадании в воду. НЕ ЗАПЛЫВАЙТЕ ЗА БУЙКИ на доске! - Вам придется возвращаться вплавь, если Вы там уроните змея. Именно по этой единственной причине скорее всего и придумали балонники. Именно по этой же причине парафоил называют "зимним" - процент пользующих парафойл на воде достаточно невелик. Но имеет смысл отметить, что в природе существуют клапанные парафойлы, призванные бороться с водой путем систем клапанов, запирающего воздух изнутри и не позволяющих залить внутреннюю полость водой. Например, флагман производства таких кайтов "Flyserfer.De" выпускает настолько технично проработанные кайты, что их можно перезапускать даже в мокром состоянии, просто разложив тряпочку по воде. Но в противовес выбру этого казалось бы идеального кайта говорит его цена, в среднем в полтора раза превышающая цену на рядовой балонник с аналогичными характеристиками - за качество приходится платить.
Балонный (в наших широтах их еще называют летними, хотя в том же Египте такое название уже не звучит

кайт, он же надувной, надувастик и иже с ними. Однослойный каркасный змей, жесткость конструкции приобретает за счет каркаса из надутых перед стартом балонов (обычно одного U-образного переднего большого и 5-ти, иногда 3-х или 7-ми нервюрных поперечных поменьше) и сохраняется до тех пор, пока Вы не спустите его или он не спустит воздух сам в следсвии повреждения. Не имеет подкупольной расстроповки, стропы крепятся к уголкам кайта за счет чего получается его достаточно глубокий прогиб арочности. Именно по этой причине не принято сравнывать тождественно площади парафойловых и балонных кайтов - ведь эффективная площадь, т.е. площадь проекции на ветер у них различная за счет различной геометрии купола. Обычно при одних и тех же размерах в разложенном на земле виде надувной кайт имеет эффективную рабочую площадь в 1,3-1,8 раз меньше, чем кайт парапланерного типа.
Плюсы: Пока не спустят балоны, этот кайт пролежит на воде хоть вечность, и это сильный аргумент! Ленивый люд еще обычно радуется отсутствию пугающей неискушонного подкупольной расстроповки, аргументируя это веским "не люблю", но на самом деле при отсутствии боязни к стропам особого преимущества в этом не чувствуется.
Минусы: Балонник больше и тяжелее парафойла за счет внутренних вставок из полимерных материалов, укреплений и карбоновых лат. К тому же к нему в комплекте обязательно идет насос, призванный обеспечить предстартовую подготовку змея, на которую (опять таки минус) теряется драгоценное время. В сильный ветер достаточно проблематичнен самостоятельный старт/посадка , а в слабый - несколько напряжен рестарт с воды без дополнительной 5-ой стропы. Сохранение постоянной жосткости змея при расчековке тоже может сказаться негативно - без страховки конструкция укатится по волнам; сравнительно высокая цена кайта и его ремонтов. О последних - надувной кайт бьется. Об воду, снег, еще лучше об землю, а идеально - об колючие предметы на земле. И хотя, если его здорово не ронять, то катать с надувастиком можно отлично и по земле и по снегу, все же будьте с ним поакуратней.
Виды кайтов
Змеи-кайты бывают разные. Для того, чтобы выбрать себе кайт, необходимо разобраться во всех их змеиных породах и разновидностях.
Дельтавидные (каркасные) змеи.
В самом начале появился каркасный змей. В конструкции этих дельтовидных змеев используется цельная передняя кромка крыла и несущие планки, что делает ее ближе всего к конструкции виндсерфингового паруса. Им можно управлять как двумя, так и четырьмя стропами. Эти змеи замечательны тем, что могут висеть на краю ветрового окна, что облегчает достижение максимального КПД при движении против ветра. Их можно сделать непотопляемыми, но вот стартовать с воды их заставить труднее. Кроме того, все, что имеет в своей конструкции стержни и планки, может в каком-то месте и сломаться.
Существует 2 основных марки этих змеев. Змей “Kiteski” Кори Русселера представляет собой огромную дельту. Проблемы взлета с воды решаются здесь кардинальным образом, с помощью катушечной планки. Змей подтягивается к себе, а затем выбрасывается в небо.
Другая легкодоступная марка — “С-Quad” Питера Линна. При минимуме потраченных денег (в сравнении с другими), вы получаете огромную мощность и высокую эффективность. Тяга — как у паровоза. Одна из его особенностей - та, что он по-настоящему четырехстропный аппарат (управление змеем осуществляется при помощи всех 4 строп). К недостаткам его можно отнести не простой старт с воды.
Надувные змеи.
Надувные змеи были первыми конструкциями, предназначенными специально для использования на воде. Первоначально появившийся как аварийное парусное вооружение для лодок, змей “Wipika” по внешнему виду обманчиво прост. Передней кромкой крыла ему служит надувная секция (трубка) и 5 надувных ребер придают ему форму.Каждая секция надувается отдельно. Относительно простaя узда управления крепится к концам крыла, что придает змею отличительную U образную форму. Существуют модели с 2 стропами и 4 (с изменяемым углом атаки,что позволяет уменьшать тягу змея).
При покупке этих змеев надо помнить, что этот тип змея имеет гораздо меньшую рабочую площадь чем более плоский змей (Аэрофойл), и поэтому надо брать более крупный размер, чем в случае с каркасным, или аэрофойловым змеем. Дальнейшее свое развитие конструкция получила в змеях этих змеях в варианте с большим относительным удлинением крыла Slingshot “Fuel”. Сейчас в этой конструкционной области должны появиться новые варианты. Это прежде всего змей “Нексус” компании “Флексифойл”, представляющий собой поводковый змей с надувной трубкой на передней кромке крыла и конусными (латами) стержневыми рейками. Аналогичные змеи собираются выпустить на рынок и некоторые другие компании.
Надувные змеи — самые надежные в плане старта с воды. Можно находиться в воде целую вечность, а ваш змей будет взлетать с воды как ни в чем не бывало. Даже если их закрутит прибойной волной, они выпрыгивают на поверхность. Это делает их самыми привлекательными для тех экстремальщиков, которым необходимо легко стартовать с воды, после попытки исполнить очередной новый трюк, или после падения в прибойную волну. Они также обеспечивают гарантию старта с воды для начинающих. Основным их недостатком можно считать уязвимость вне воды.
Открытые аэрофойлы.
Без сомнения, одной из самых эффективных конструкцией в небе является змей аэрофойлнового (воздухонапорного) типа. Он обладает потенциалом наивысших динамических характеристик. Его сложная конструкция состоит из серии ребер (называемых еще профилями), которые соединяют верхнюю и нижнюю оболочки змея. Змей надувается воздушным давлением (напором) и образует полностью аэрофойловую форму. В этой форме как сила, так и слабость змея. Сила — в исключительной динамике, слабость — в отсутствии герметичности. Последнее может привести к заполнению змея водой.
На рынке предлагается много открытых змеев, “Флексифойл”, “Quadrifoil”, “Vortex”. Их можно использовать на воде, но суровая правда заключается в том, что, как только вы оказываетесь в воде, у вас есть только секунды для взлета с воды, пока ваш змей не утонул. Это, правда, не останавливает экстремальщиков.
Герметичные аэрофойлы.
Представлены на кайтовом рынке многими фирмами (например, “Dolphin” от австрийской Pro-design). Как и предполагает название, герметичный змей закрыт по большей части своей длины. Однако в нем 2-3 или 4-6 входных отверстий для воздуха. Они обычно представляют собой простые карманные клапана. Последние запирают воздух под давлением внутри змея. Часто они действуют в сочетании с спец клапанами, захлопывающимися вниз при возрастании давления Воздух движется между секциями змея через отверстия в профилях (поперечная система воздуховодов). Змей сохраняет форму, пока он держит давление. Время, при котором змей остается в надутом состоянии, зависит от многих факторов. Некоторые клапана лучше других, некоторые змеи более герметичны чем другие.
Недостаток: в начале запуска требуется некоторое время (2-3 мин) для заполнения змея воздухом. В целом, динамика при движении против ветра — отличная, а подъемная сила может оказаться просто замечательной Некоторые из конструкций этих змеев слишком быстры и сложны для новичка, некоторые — трудны в запуске. Всех их лучше оставить для более опытных спортсменов. Хорошая новость: все большее число производящих компаний выпускают аэрофойлы, предназначенные специально для первого года в кайтсерфинге. Они сочетают в себе более мягкое управление, более медленную скорость и более продолжительную плавучесть, т.е. то, что надо для начинающего.
Проблемы возникают, когда змей не имеет достаточного запаса плавучести для старта с воды. Такое случается со старыми, побывавшими в употреблениями моделями. И наоборот, хорошая накачка также может представлять проблему. Змей в этом случае похож на автомобильную шину — если он ударяется на высокой скорости носом, камеры у него может разорвать. Такое маловероятно при ударе о воду, но не исключено. На земле, при катании на багги или роликах,а зимой на лыжах или сноуборде лучше всего, конечно использовать открытый аэрофойл. Для избежания разрыва камер в некоторых конструкциях на задней кромке и концах крыла стали использоваться щелевые разрезы двойного назначения. В закрытом положении их удерживает “липучка” или специальная пластиковая застежка, бывают модели с кнопками. Основное назначение - выпуск из змея воды, но щели также могут служить в качестве спускных клапанов, раскрывающихся при ударе. Также на задней кромке змеев этого типа имеется специальный клапан для удаления песка и воды.
Герметичные (клапанные) аэрофойлы с надувными секциями.
В настоящее время в этом направлении господствует легендарная немецкая компания “Windtools”. Компания продолжает развивать свою великолепную аэрофойло-надувную конструкцию. Одним из первых успешных змеев этого типа является модель “Москито” Pro KS (умопомрочительно мощного) и совсем новой модели “Stamos”.
Этот многосекционный воздухонапорный змей имеет специальные карманы на молниях, куда вставляются ультра-легкие надувные баллоны. Последние обеспечивают плавучесть даже при совершенно сдутом змее. Змей спроектирован для 3 строп, но может хорошо летать и на двух. Две стропы используются для управления змеем, а третья стропа приводит в действие систему дипауэр, крепящуюся к центру змея, 2 средних камеры змея тянутся вниз(тем самым изменяется площадь змея) и он ослабляет свою мощность. Ветровой диапазон очень широк: от ласкового ветерка до очень сильного ветра.
Размеры — от 2 до 9,5 м. Без сомнения, эта конструкция находится на вершине кайтинговых технологий, и нам предстоит увидеть еще много ей подобных.
Выбор площади кайта в зависимости от силы ветра.
Кайты надо выбирать не только по модели, но и исходя из погодных условий, веса райдера и стиля его катания. Основной принцип опирается на силу ветра: кайт меньшего размера следует использовать при более сильном ветре, кайт большего размера — при слабом ветре. Ни в коем случае не пользуйтесь большими кайтами при сильном ветре!
Решая, какой кайт предпочесть для выхода на воду, всегда начинайте с меньшего, при необходимости переходя к большему. Никогда не начинайте сразу с большего кайта.
При сильном ветре кайт небольшого размера будет хорошо стартовать, так как ветер легко поднимет его с поверхности воды. При легком ветре и использовании большого кайта от вас потребуются навыки запуска, так как силы ветра зачастую не хватает для легкого отрыва кайта от поверхности воды. Изучайте технику и практикуйтесь.
Думаю этой информации достаточно, что бы иметь представление о кайте и кайтинге в целом.Если кого то заинтересует это направление спорта, то в интернете полным полно инфы, достаточно воспользоваться поисковиком.
Да, ошибся с размещением темы, сорри.