статья о заводских и аборигенных
СообщениеДобавлено: Ср Мар 07, 2012 10:53 am
МАТЕРИАЛЫ ОБЩЕСТВА ПО СОХРАНЕНИЮ ПРИМИТИВНЫХ И АБОРИГЕННЫХ ПОРОД СОБАК
ТЕРМИНЫ
Примитивный: Примитивные породы сложились в условиях экстенсивного натурального хозяйства при «бессознательном» искусственном и сильном влиянии естественного отбора. Эти породы хорошо приспособлены к местным природным условиям, мало изменчивы, животные выносливы, отличаются невысокой, но универсальной продуктивностью. Основные структурные элементы примитивных пород – отродья, в отличие от заводских, где структурными единицами считаются линии и семейства. Примитивные породы собак сохраняют черты сходства с их диким предком - волком, такие как стоячие уши, клиновидная морда, почти квадратный, слегка растянутый формат, небольшие глубоко посаженные глаза часто с косым разрезом и независимый характер. Некоторые из них также имеют умеренное число щенков, могут выкормить их отрыгнутой мясной пищей и имеют одну течку в год только в определенное время года.
Аборигенные породы: породы собак какой-либо области или страны, не подвергавшиеся скрещиванию с импортированными собаками культурных пород, хорошо приспособленные к местным климатическим и хозяйственным условиям. Продуктивность аборигенных собак обычно невысока, но универсальна. Стоит отметить, что не каждая аборигенная порода собак примитивна.
Парии: в данном случае под термином парии понимается местная или региональная группа собак, которые живут и размножаются без воздействия человека, по крайней мере, с доисторического периода. Не смотря на то что парии могли быть одомашнены в прошлом, их современная морфология развивалась под воздействием только естественного отбора. Хотя это вполне одомашненные животные, они способны выжить на отбросах человека и частично охотой на мелких животных. Во многих районах их распространения они смешались с брошенными или потерянными собаками культурных пород или их помесями. В результате этого, парии значительно утратили свой дикий аборигенный облик. Не все собаки-парии в прошлом и сейчас жили и живут дико.
Фенотипически аборигенный: эти породы сохранили следы аборигенных/примитивных собак, но история их становления не документирована в достаточной мере, чтобы судить, являются ли они автохтонами, возвратом к историческому типу, или они были созданы путем скрещивания с аборигенными породами.
ЛИСТ ПОРОД
Мы приводим список пород, включенных в сферу интересов PADS. Пожалуйста, сообщите нам свои комментарии относительно этого списка (убрать/добавить породу).
Породы включаются в этот список, если они удовлетворяют более чем одному из ниже перечисленных критериев:
Они присутствовали в данном регионе свыше 3000 лет назад до прихода туда современных жителей.
- Эти собаки были завезены в регион с первыми поселенцами после чего скрещивались с местными породами.
- Документировано, что они являются прямыми наследниками парий или примитивных аборигенных собак.
- Они несут незначительное число характеристик не свойственных диким псовым или париям.
Группа северные шпицы
• Эскимосская собака (Арктика)
• Гренландская собака (Гренландия)
• Канадская инуитская собака (Канада)
• Айну (Япония, о.Хоккайдо)
• Финский лапхунд (Финляндия)
• Финский шпиц (Финляндия)
• Исландская собака (Исландия)
• Карельская медвежья собака (Финляндия)
• Каи (Япония)
• Кишу (Япония, о. Хонсю)
• Норвежский лундехунд (Норвегия)
• Норвежский бухунд (Норвегия)
• Шиба ину (Япония, о. Хонсю)
АБОРИГЕННЫЕ ПОРОДЫ СОБАК: ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ
В последнее десятилетие прослеживается отчётливая тенденция роста популярности собак аборигенных пород во многих странах мира. Спрос в большей степени увеличивается со стороны населения, но и специальные службы собаководства всё чаще обращают внимание на эти породы. Причина в том, что современное разведение собак заводских пород (особенно – служебных) зашло в тупик. Подавляющее большинство их поголовья относится к так называемому «выставочному направлению», в котором селекционные критерии по физическим и поведенческим качествам, по сохранению нормальной физиологии практически отсутствуют либо сведены, с зоотехнической точки зрения, к неприемлемому минимуму. В «рабочем» же направлении (оно сохранилось в ограниченном количестве пород) эти критерии в значительной степени формализованы и фактически представляют собой отбор по результатам спортивных соревнований. Селекция по поведению, ориентированная на узкую специализацию, основана на создании дисбаланса между различными его формами: гипертрофии одних форм (вплоть до появления отчётливо выраженных симптомов маниакальности) и недоразвитии других (базирующихся на сложных инстинктах и рассудочной деятельности). Следствием такого подхода к разведению стал быстрый рост числа наследственных заболеваний, резкое ухудшение физических качеств, высокая требовательность к питанию и условиям содержания, вообще снижение адаптационных возможностей, увеличение частоты проявлений различных патологий поведения и, в итоге, к массовой утрате полагающихся по стандарту пользовательных характеристик, что относится к абсолютному большинству служебных пород. На этом фоне очевидными достоинствами собак аборигенных пород являются их неприхотливость к условиям содержания и нетребовательность к питанию, меньшая подверженность соматическим заболеваниям и редкость наследственных патологий, способность легче переносить физические и психические нагрузки. Они, в целом, правильнее физически развиваются, отличаются ловкостью и хорошей координацией движений, остротой органов чувств, уравновешенностью нервных процессов. При содержании этих собак в домашних условиях, как правило, у них отмечают высокий уровень развития рассудочной деятельности, наличие полноценных природных инстинктов (завершённость ритуалов, способность к скооперированным действиям и другие проявления здорового социального поведения, чистоплотность, не требующий помощи человека уход за потомством и др.). Опыт дрессировки разновозрастных собак различных аборигенных пород показывает, что им свойственны раннее развитие интеллектуальных способностей, хорошая память, частое проявление инсайтов, склонность к ритуализации одних и оптимизации других действий, отчётливо прослеживаются возрастные границы периодов развития. К аборигенным собакам в большей степени, чем к собакам заводских пород, применимы понятия из человеческой, особенно из детской психологии. Они любят учиться новому, но им скучно повторять многократно одни и те же приёмы. Они наблюдательны, с хорошо выраженной способностью к подражанию (и не только в щенячьем возрасте). Они нуждаются в личностной и повышенно эмоциональной окраске отношений с хозяином. У них сравнительно рано, иногда с 2-3-месячного возраста, проявляется склонность к самостоятельности и независимости. В целом, их поведение более высокоорганизованное и сложное, чем поведение большинства собак заводских пород. Именно этим создаётся ряд трудностей в дрессировке и служебном применении пород аборигенного происхождения. Наиболее популярные методики дрессировки ориентированы на применение к собакам, в значительной степени сохраняющим инфантильные черты поведения ко времени завершения формирования взрослого организма, т.е. к тем, у кого легко образуется зависимость по отношению к хозяину, на долгое время остаются детская игривость, высокая пищевая возбудимость и энергичный темперамент. Окончательное формирование поведения у них происходит значительно позже завершения физического и физиологического развития – довольно редко к 3-4-летнему возрасту, а чаще к 5-6 годам. При подготовке таких собак к службе не имеет особого значения возраст, в котором приступают к занятиям. Он считается оптимальным в границах от 8 месяцев до 2 лет. В течение длительного времени возможно также переобучение собаки для работы по другим нормативам. Как правило, легко удаётся и привыкание её к новому хозяину. Хотя такие собаки могут использоваться в практической работе и с 1,5-летнего возраста, но своего пика рабочие качества достигают у них по завершении формирования поведения, т.е. к 5-6 годам. Примерно в этом же 5-6-летнем возрасте (редко – в более раннем) часть собак становится способной к самостоятельной работе, т.е., находясь не под воздействием хозяина и в нестандартной ситуации, по собственному усмотрению принимают правильные (желательные для хозяина) решения, выходя при этом даже за рамки своей обученности. Однако в заводских породах численно преобладают особи, пожизненно неспособные к самостоятельной работе, у которых некоторые формы «взрослого» поведения так и остаются незавершёнными, не до конца сформированными. Можно сказать, что, при сопоставлении с дикими псовыми и аборигенными собаками, собаки заводских пород, в большинстве своём, останавливаются в развитии на стадии полувзрослости, в социальном ранге, которого животные, в естественной норме, должны достигать до 1,5-летнего возраста. Наиболее распространённые методики дрессировки служебных собак построены как раз на использовании незрелости поведения, поэтому в них широко применяются игры, пищевое и двигательное возбуждение – те стимулы, на которые хорошо отзываются щенки. Фактически задача дрессировщика сводится к подмене затянувшейся в своём формировании рассудочной деятельности собаки системой условных рефлексов и динамических стереотипов, т.е. автоматизацией выполнения команд. Поскольку, однако, работа собак на основе перечисленных мотиваций недостаточно надёжна (например, при сильных и незнакомых раздражителях или при выполнении защитных навыков в реальных условиях), то считается желательным замещение нормального развития «взрослого» поведения маниакальным игровым поведением. Последнего добиваются как посредством направленной селекции, так и воспитательными методами (депривацией, сведением всей активной жизни собаки к тренировкам по стандартной схеме). Изменение направления селекции привело к утрате многими заводскими служебными породами универсальности и пригодности их к сложной и тяжёлой работе. Потому специальные службы собаководства всё чаще прибегают к использованию в работе собак «нетрадиционных» пород и к восстановлению утраченных пользовательных качеств поголовья путём метизации с хорошо сочетающимися породами со здоровой наследственностью, в том числе и с аборигенными. Дрессировка собак аборигенных пород менее поддаётся схематизации и чаще требует индивидуального подхода. Использование при занятиях с ними игровых и пищевых мотиваций даёт хороший результат только в юном возрасте, основной же упор должен делаться на социальные мотивации, т.е. на выстраивание правильных отношений между дрессировщиком и собакой и целенаправленное формирование её личности. Раннее и быстрое развитие интеллекта у щенков требует и раннего же начала дрессировочного процесса, примерно с 3-3,5-месячного возраста. Методические ошибки здесь более опасны, поскольку у аборигенных собак хорошая память. По отношению к ним дрессировка в большей степени должна иметь значение воспитательное, чем обучающее. Обучаются аборигенные собаки легко почти в любом возрасте, а воспитываются сложно, и возраст эффективного воспитания очень сильно ограничен. В силу указанных причин уровень квалификации инструкторского состава при работе с собаками аборигенных пород должен быть высоким. Завершение дрессировки как воспитательного процесса должно приходиться на достижение собакой зрелого возраста, т.е. примерно на 2,5 года. При учёте этих и некоторых других поведенческих особенностей, соблюдении ряда общих принципов воспитания и применении правильной методики дрессировки не возникает вопросов в части приучения собак аборигенных пород в короткие сроки к выполнению даже очень трудных приёмов послушания и поиска по запаху. Более того, в очень скором времени многие из них начинают проявлять полезную инициативу в работе, особенно в сложной, и нередко «перепрыгивают» сразу через несколько этапов обучения. Действительно серьёзной проблемой при дрессировке собак аборигенных пород может стать вопрос формирования оборонительного поведения в рамках, установленных нормативами служебных испытаний. При том, что пробовать охранять свою территорию и защищать хозяина от угрозы непосредственного нападения они начинают без всякого обучения с возраста 8-10 месяцев, а некоторые и с гораздо более раннего, однако в ходе дрессировки часто приходится сталкиваться с рядом не всегда легко объяснимых сложностей, связанных со сдерживанием или недостаточным проявлением агрессии по отношению к постороннему человеку, что может принимать различные формы. В большинстве случаев эти сложности преодолеваются при использовании специальных приёмов дрессировки, однако эти приёмы неприменимы при массовой подготовке собак. Если свойство сдерживания или недостаточного проявления агрессии распространено в аборигенной породе, то обычными причинами его могут быть: - свойственный данной породе наследственно низкий уровень смелости; - проявление действия селективного отбора против проявления агрессии вне связи с самообороной и охраной территории (так называемый «врождённый запрет», т.е. наследственно обусловленная незавершённость или же крайняя ритуализация данного поведенческого акта); - спонтанное формирование запрета в возрасте «яркого запечатления» (т.е. связанное как с особенностями развития психики, так и со спецификой воспитания). Выявление действительных причин тех или иных поведенческих особенностей возможно посредством анализа поведения больших групп собак данной породы (минимально - 30-40 особей) в различном возрасте и при различных условиях выращивания и воспитания. Исходя из результатов тестирований, принимаются решения о коррекции методик выращивания и дрессировки и о необходимости и перспективах проведения селекционных мероприятий. Опыт селекционной работы показывает, что отчётливых позитивных изменений поведенческих характеристик удаётся добиться, в среднем, за 3-4 генерации разведения при выбраковке в каждой генерации порядка 75% особей. Поэтому желательно, чтобы при первоначальном формировании племенного состава селекционными мероприятиями было охвачено поголовье хотя бы в 200-300, а лучше в 600 особей, что позволяет отобрать группу от 50 до 150 наиболее перспективных собак, а на дальнейших этапах племенной работы сохранять достаточный уровень гетерозиготности поголовья. Таким образом, масштаб селекционной работы по совершенствованию характеристик породы, при переходе от аборигенного её разведения к заводскому, должен быть значительным, и основную трудность здесь составляет необходимость содержания большого количества собак, что почти невозможно осуществить без координации деятельности собаководческих организаций, в том числе общественных. В СРВ на сегодняшний день нет кинологической структуры, которая способна была бы самостоятельно вести зоотехническую работу необходимого объёма, даже если речь идёт только об одной из вьетнамских аборигенных пород. При более узких рамках работы можно говорить лишь о сохранении и изучении тех или иных пород в современном их виде, испытании их пригодности в этом виде к различным направлениям служебного применения, разработке соответствующих методик воспитания и дрессировки. Возможно также проведение экспериментов по метизации аборигенных и заводских служебных пород собак с целью восстановления утраченных последними физических, физиологических и поведенческих характеристик. Говоря о сохранении вьетнамских аборигенных собак, нельзя упускать из виду и потенциальную их популярность среди собаководов-любителей. Одним из вероятных путей спасения ряда исчезающих пород мог бы стать их экспорт в страны с развитой культурой собаководства, где уже сейчас существуют любительские объединения по разведению аборигенных пород, высоко ценимых за естественность и полноценность поведения.
автор - Власенко А.Н.
Взято с
http://www.aziat.borda.ru/?1-0-0-00000923-000-60-0
Аборигенная порода-зоологический подвид
Из статьи из журнала АСКА, ред. Игорь Семенов, 2008/1
Аборигенные собаки - это естественные породы, которые никогда не создавались путем запланированных генетических преобразований, преднамеренным отбором разводимых линий или скрещиваний между разными породами. Путешественники прошлых веков писали о пользе, сообразительности местных собак и их службе для людей. В то же время, они использовали нелестные эпитеты, называя их «дворнягами», «нечистокровными колли», «лишайными тварями», «уродливыми собаками» и т. п. В общем, путешественники, чей вкус был воспитан на европейских чистокровных породах, считали аборигенных собак местными дворнягами, и это было весьма близко к истине. Однако, они были особенными дворнягами, которых сейчас мы предпочитаем называть аборигенными породами, хотя некоторые любители собак и эксперты неохотно используют термин «порода», говоря об аборигенных собаках. Аборигенные породы вызвали интерес профессиональных биологов сравнительно недавно, главным образом, по причине возросшего интереса общества к охране природы и национального наследия. Существует удивительно мало серьезных научных исследований по аборигенным собакам как таковым. Фактически они очень сходны с дикими животными, потому что никто не может заявить авторство на какой-либо тип аборигенных собак. Самое большее, что можно было сделать - это открыть и описать их так же, как мы открываем и описываем дикие виды и подвиды. Географы и этнографы открывали аборигенных собак, и они оставили более или менее куцые описания их, из которых сейчас мы пытаемся извлечь информацию об их происхождении и историческом прошлом. Сейчас многие аборигенные собаки уже вымерли или оказались на грани вымирания. Все большее число энтузиастов и желающих внести вклад в их спасение людей импортируют этих собак из родных им стран и хорошо о них заботятся, популяризуют их, разводят их, ведя родословные с надеждой, что Американский Кеннел Клуб (АКС), FCI и другие клубы их признают официально. Обычно достаточно интереса попробовать держать новую «неиспорченную» породу. Остается вопрос: а для чего? Хотим ли мы испортить также и аборигенных собак? Прежде, чем серьезно заняться программами по охране и спасению аборигенных пород, необходимо понять, как и почему они отличаются от культурных пород и рассмотреть поближе саму концепцию аборигенной породы. Реальное сохранение аборигенных пород может быть только их сохранение в качестве аборигенных пород вместе с их средой и работой, которую они несут для людей. Одна из самых поразительных черт аборигенных собак это - их естественность. Фактически они более сходны с подвидами диких животных, описываемых зоологами, чем с классическими породами (культурными породами) домашних животных. В самом деле, каждая популяция специфического типа аборигенной собаки имеет свой географический ареал распространения, и он всегда связан с определенной этнической группой людей. Поскольку собаки - это одомашненные животные, ассоциированные с людьми, их можно называть этногеографическими породами. В то же время, подобно диким животным, каждая из этногеографических пород является результатом медленной эволюции в условия жизни и работы совместно с людьми. Эти породы подвергались естественному отбору и отборам, направлявшимися людьми с целью улучшения их рабочих качеств. Отбор, направляемый людьми, был весьма стихийным, иногда его называют «бессознательным» отбором, который можно скорее рассматривать просто как иная форма естественного отбора, чем тем отбором, который применяется на основе современных знаний в области животноводства и генетики. Это объясняется тем, что аборигенные собаки живут и работают для людей в условиях почти неограниченной свободы и никогда, или редко, привязаны или заперты, и их кормят не регулярно (иногда не кормят в течение нескольких недель); они вяжутся свободно и иногда даже выращивают своих щенков без помощи людей. Они живут с людьми, скорее, как симбионты, чем как животные плененные, эксплуатируемые или испорченные одомашниванием. Конечно, аборигенные собаки имеют свои выгоды от совместной жизни с людьми, например, защита от диких хищников, иногда от плохой погоды и голода. Последнее особенно очевидно там, где люди и их собаки живут в особенно суровых климатических условиях, таких как на приполярном севере или в пустынях, где собаки и люди буквально зависят друг от друга, чтобы просто выжить. Однако, каждый, будь то собака или человек, должен работать, чтобы добыть «хлеб насущный». Например, плохо работающая собака наиболее вероятно не получит хорошего обращения, будет оставлена некормленой и ее щенки не будут сохранены; она будет брошена на голодную смерть в неурожайный год или просто убита на рукавицы. Несмотря на то, что собаки никогда или только временно были ограничены в свободе движения и спаривались свободно, щенки выдающихся сук или от лучших кобелей, если кобель был известен как отец щенков-, были чаще сохраненными и защищенными от невзгод природы и выращены для замещения стареющих взрослых собак. Циклические колебания в урожайности в природе, плотность дичи и разного рода природные колебания оказывали свое влияние на жизнь и людей, и их собак. Естественный отбор не останавливался никогда. Другое сходство между аборигенными собаками и подвидами диких животных заключается в том, что они являются старейшими неизмененными породами в мире. В самом деле, согласно данным из археологических раскопок такие собаки, как лайки или ездовые собаки были с людьми с неолита. Ископаемые скелеты типа салюки датировались 2500 годами до нашей эры, а ископаемый скелет австралийского динго был датирован 4-5 тысячами лет назад. Мощные собаки, используемые для защиты стад, также очень древнего происхождения (4-6 тысяч лет). Сходство между аборигенными собаками и дикими животными идет и еще дальше, если мы рассмотрим поближе их поведение во время их работы, выполняемой для людей. Среди тренеров собак аборигенные собаки известны своим независимым характером. Их часто называют твердолобыми, упрямыми и даже глупыми. Это потому, что аборигенные собаки часто скучают, когда их учат трюкам, подобным цирковым или другим неестественным для них вещам. И в этом они сходны с волками, которым также быстро надоедает, когда их учат простым, но для них бессмысленным действиям. Никто не назовет волка глупым. Однако, в родной среде аборигенные собаки демонстрируют высокую сообразительность, выполняя удивительно сложные задачи, и все это они делают сами. Они быстро учатся тому, что и как должно быть сделано без особого предварительного обучения, дрессировки или наставления людьми. Они все работают естественно.
Чтобы начать работать, аборигенной собаке не нужен метод дрессировки «кнута и пряника». Сама их работа для них является вознаграждением. С определенного возраста каждый щенок схватывает идею что делать и как это делать. Так аборигенные собаки называемые тазы, салюки, афганские борзые, бахмулы и тайганы обучаются охоте сами, если их берут в ту среду, где есть быстро бегающие животные. Фактически они рождаются, живут и растут в такой среде вблизи от их хозяев, живущих в доме, шатре или в юрте. Щенок охотничьей лайки начинает находить и облаивать белок или тетеревов, начиная с возраста нескольких месяцев, но при условии, что ему была дана возможность бегать свободно в лесу. Тот же щенок с возрастом сам переключится на более ценную дичь без специального натаскивания. Это происходит, даже если ее владелец совсем не охотится, а просто берет ее часто в лес. Хорошая лайка знает, на что охотиться и как это делать. Ездовые собаки начинают тащить нарты в возрасте четырех месяцев, когда их подпрягают к взрослым собакам или когда их подпрягают для помощи женщинам и детям тащить легкие нарты с хворостом. Аборигенные ездовые собаки также хороши и на охоте и используются для охоты на крупных морских млекопитающих. Щенки собак, сопровождающие отары овец, начинают работать в гармонии со старшими собаками, участвуя в охране, если они растут при отаре. Для всех этих собак работа является естественной частью их повседневной жизни. Такое поведение сильно отличается от поведения собак, смотрящих вам в глаза и желающих вас порадовать быстрым обучением командам сидеть, подходить, кувыркаться и другим вещам, типично требуемым от культурных пород. Аборигенные собаки делают работу, нужную для людей, но они действуют как дикие животные, потому что они запрограммированы для этого генетически. Вся цепь действий во время работы аборигенной собаки поразительно сходна с цепью действий волков, которые также запрограммированы генетически: как жить и охотиться в стае. Однако, в случае с собаками, их хозяева, а иногда и другие домашние животные, становятся частью их стаи или же жизненными элементами их жизни и среды. Для них овцы или северные олени, уже не добыча, а, скорее, часть защищаемой территории. Точно также для охотничьей собаки застреленное или пойманное животное еще не пища. Добытое принадлежит хозяину, а он накормит собаку потом. Сейчас я проиллюстрирую различие между аборигенной породой и культурной породой на основе наблюдений, сделанных людьми с богатым опытом по поведению собак. Возьмем басенджи - одну из наиболее диких аборигенных пород и спаниель - одну из наиболее любимых культурных пород. Корен (1994), тренер собак, сравнил поведение 79 пород и оценил их сообразительность по способности слушаться и обучаться выполнению команд, получаемых от дрессировщика. В своей книге «Сообразительность собак. Сознание собаки и ее способности» он пишет, что кокер-спаниель - самая сообразительная из собак, но в его списке басенджи занимает 78-е место из 79 исследованных пород. Эта книга стала одним из бестселлеров, и вскоре после ее представления в утренней телепередаче в США бедняга басенджи был публично унижен! Однако, по чудесному совпадению почти за 30 лет до публикации книги Корена было проведено научное исследование, в котором Скотт и Фуллер (1965) сравнили поведение басенджи и кокер-спаниеля в экспериментах, запланированных на испытание по послушанию и решению проблем. Скотт и Фуллер также использовали шелти, фокстерьеров и биглей в их исследовании по генетике и социальному поведению у собак. Среди пяти пород только басенджи был настоящей примитивной аборигенной породой. В опытах, включавших команды голосом, требующих оставаться на весах, ограничивающих активность собаки на поводке, послушания, остановки на платформе на расстоянии от дрессировщика, кокер-спаниель был самым легким в обучении. Басенджи был самым трудным. Три другие породы были между этими двумя по трудности обучения. В опытах по целевой ориентации с различной степенью трудности девятинедельные щенки обучались бежать и решать задачу, чтобы достичь определенной цели. В этих и других экспериментах, требующих активного решения задачи, басенджи оказался самым сообразительным из всех испытывавшихся пород, а кокер-спаниель был на последнем месте. Из этих экспериментов стало особенно очевидно, что там, где требовалась гибкость лап и пальцев и где нужна была изобретательность и инициатива, аборигенная «дикого типа» порода с независимым мышлением превосходно отличилась. Интересно, что порода, «созданная человеком», - кокер-спаниель, была наиболее успешной в тестах на пассивное послушание. Фактически здесь мы имеем дело с разными концепциями породы. Обе породы, культурная и естественная (дикий тип) -очень хорошие собаки, но они были развиты различными селективными силами и для разных целей. Басенджи стал, скорее, как дикий подвид одомашненной собаки (Canis familiaris), а кокер-спаниель стал культурной породой домашней собаки. Ниже я привожу мое любимое определение подвида, данное Эрнстом Майром (Мауг,1963). Подвид - это агрегат местных популяций вида, обитающий на части географического ареала вида и отличающийся таксономически от других популяций того же вида. Слово таксономически означает, что такая популяция уникально отличается в достаточной степени, чтобы ученые ее признали как подвид и дали ей научное название по-латински. Добавьте к этому определению человеческий фактор, принадлежащий этнической группе людей, и вы получите хорошее определение аборигенной породы. На самом деле попытки описания аборигенных пород собак в качестве подвидов Canis familiaris уже неоднократно делались, но они не встретили поддержки среди зоологов просто потому, что Canis familiaris - это просто домашнее животное и ее вариации не относятся к традиционным объектам, интересным для систематиков. Пожалуй, каждая аборигенная порода лучше всего характеризуется своей способностью выполнения определенной работы, внешним видом и географическим ареалом вместе с ее местом в культуре определенной этнической группы (или близкородственных групп), с которыми она живет. Окрас шерсти довольно изменчив индивидуально, а один из них особенно заметен фенотипически - это окрас с белыми пятнами. Пегий окрас - это черта, появившаяся в условиях одомашнивания и жизни под защитой человека. Обе идеи - идея подвида и идея аборигенной породы - применимы к реальным популяциям с реальными географическими ареалами и их признание как единиц с названиями поддерживаются здравым смыслом и практической необходимостью. Это делает и те и другие важными и заметными как часть биологического разнообразия. Общепринятое определение породы слабо поддерживается строго научным методом, потому что идея породы (здесь снова видно сходство с подвидом диких животных) всегда несколько туманна и обычно это то, с чем мы соглашаемся коллективно. Согласно словарю Мериама Вебстера, порода - это группа животных или растений родстве.А вот определение породы, предложенное американским генетиком, Д. Л. Лушем, одним из отцов современной популяционной генетики домашних животных (Lush, 1994): Животные, которые посредством селективного разведения стали похожими друг на друга и передают свои признаки единообразно потомству. Аборигенные собаки, живущие в определенном районе и используемые одинаковым образом, вполне подходят под такое определение породы, потому что они сходны между собой в результате селективного процесса и передают свои сходные черты потомству. Наименование аборигенных собак определенных этнических групп и географических районов породами стало очень обычным в научной и популярной литературе. Часто спорят, какой из принципов предпочесть, географический или этнографический (национальный). Разделение их будет всегда искусственным. Это как раз то, что было сделано в прежнем Советском Союзе, где были созданы четыре породы охотничьих лаек известные сейчас. Хотя слова о сходстве между собой относятся главным образом к внешнему виду. У сельскохозяйственных животных признаки продуктивности могут быть не менее, а часто и более важными, чем внешний вид и это в равной степени верно в отношении аборигенных пород. Творческие заводчики сельскохозяйственных животных создают и держат свои собственные уникальные породы. Поэтому, есть еще более вольное определение породы: Порода -это группа домашних животных, названная таковой по общему согласию заводчиков. Это термин, который возник среди заводчиков скота и, можно сказать, созданный для их собственного использования. И никто не имеет право приписывать этому термину научный смысл определения и обвинять заводчика в неправоте, если они не следуют данному определению. Это их термин и то, как они его используют - будет правильным (Lush, 1994). В свободном мире каждый заводчик или группа заводчиков собак или других животных, могут попробовать свои силы в области искусства разведения своих животных и будущее любой из вновь полученных пород будет зависеть от ее признания потребителями. Однако, аборигенные породы очень сильно отличаются. В сущности они являются естественными явлениями,- географическими вариантами домашней собаки (Canis familiaris), эквивалентными подвидам в зоологии. Каждая из них уникальна и произошла эволюционным путем. Аборигенные породы - это еще остающиеся естественные монументы природы и культуры, потому что они доказали свою полезность и прошли испытание временем. Их самая важная концептуальная разница от постоянно изменяющихся искусственных культурных пород заключается в том, что они были развиты для выполнения определенной функции. Их внешний вид имеет вторичное значение и всегда связан и подчинен функции.